Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека

использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их “взрослой” жизни.

     Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек

зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Дополнительная информация

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

Материалы Института стратегии развития образования РАО

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности: Яндекс.Учебник “Марафон по функциональной грамотности

Методические разработки

В рамках проекта Минпросвещения России “Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся” издательством “Просвещение” осуществлен  выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности:  Серия “Функциональная грамотность”

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Техника для дома

Экология дома

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

21-fn-2


Банки заданий для оценки функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

Открытые задания исследования PISA ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по формированию функциональной грамотности обучающихся г. Хабаровска на 2021-2022 учебный год

Об утверждении комплекса мер по повышении функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Хабаровского края на 2021/2022 учебный год и и назначении ответственных лиц

Повышение функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году. Презентация

Об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся города Хабаровска на 2-21 – 2022 учебный год

О назначении ответственных по формированию функциональной грамотности

График проведения стажировочных площадок