2024-2025 учебный год.
Диагностические работы 8-9 классов по функциональной грамотности.
Сайты:
Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников
Игры по финансовой грамотности
С 15 октября по 12 ноября, в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 24.10.2023 г. № 2958-р, учителя, обучающиеся 7-11 классов МАОУ «Многопрофильный лицей имени 202-ой воздушно-десантной бригады» и их родители приняли активное участие в III этапе Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы». Тема третьего этапа: «Ответственный кредит».
В рамках этой работы было организовано участие в VII ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности. Участие приняли 8 педагогов, 163 ученика и 21 родитель.
С 10 октября по 5 ноября учащиеся 8-11 классов лицея приняли участие во всероссийской олимпиаде школьников «Высшая проба» по направлению «финансовая грамотность» и во всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг «Финатлон для старшеклассников».
Учащиеся 8-11 классов были ознакомлены с проводимыми Минфином России на портале «МОИФИНАНСЫ.РФ» мероприятиями
В рамках III этапа Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы» в лицее были проведены мероприятия:
- Открытый урок по финансовой грамотности для 10-11 классов по теме «Ответственный кредит.
2. Для учащихся 9-х классов была проведена финансовая эстафета.
3.Учащихся 8-х классов отгадывали термины по финансовой грамотности, разгадывали ребусы.
2023-2024 учебный год.
Диагностические работы 8-9 классов по функциональной грамотности.
Сайты:
Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников
Игры по финансовой грамотности
Функциональная грамотность – это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек
зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Дополнительная информация
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
Материалы Института стратегии развития образования РАО
- Банк заданий по функциональной грамотности.
- Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» (Москва, ВШЭ)
- Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
- Функциональная грамотность в современном образовании
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности: Яндекс.Учебник «Марафон по функциональной грамотности«
- Интенсив «Я Учитель 3.0«
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
Методические разработки
В рамках проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» издательством «Просвещение» осуществлен выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности: Серия «Функциональная грамотность»
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Банки заданий для оценки функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Банк заданий по функциональной грамотности издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
Открытые задания исследования PISA ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
О назначении ответственных по формированию функциональной грамотности